+375(17) 298-37-26
+375(17) 298-35-54
Адрес электронной почты:
belarp@belarp.by
Мы располагаемся по адресу:
220033, г. Минск, ул. Серафимовича,д.11, к. 203

Пресс-центр: Новости

Революционные новации: что изменят документы по развитию предпринимательства?

01.12.2017

На протяжении трех месяцев главой государства были подписаны практически все документы из пакета, направленного на либерализацию условий ведения бизнеса в Беларуси. После подписания ключевого документа - Декрета №7 "О развитии предпринимательства" - собрались представители государственных органов, которые принимали непосредственное участие в подготовке нормативных правовых актов, и разъяснили их основные положения.

Декрет "О развитии предпринимательства"

Петр Арушаньянц, директор департамента по предпринимательству Министерства экономики:

Декрет, подписанный 24 ноября 2017 года, направлен на упрощение условий начала и осуществления предпринимательской деятельности, минимизацию вмешательства государства в работу субъектов хозяйствования и усиление их ответственности перед обществом за обеспечение безопасной работы.

Определены основные принципы, на которых будет осуществляться взаимодействие государства с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. К таковым отнесены презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, саморегулирование бизнеса, сочетание заявительного принципа госрегистрации и уведомительного порядка начала осуществления деятельности, приоритетная направленность работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, персонализация ответственности руководителя за надлежащую организацию работы, соразмерность наказания характеру совершенного правонарушения и наступившим последствиям, а также максимальное использование информационных технологий во всех процессах взаимодействия бизнеса и госорганов.

В ходе подготовки проекта была проинвентаризирована, по сути, вся база законодательства, изучены все моменты и через дискуссии и споры, через поиски компромисса предложен вариант, который действительно упраздняет все лишнее регулирование, не создавая ущерба для одного сектора экономики в пользу другого.

Общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии существенно сокращены и изложены максимально простым языком. Ранее такие документы утверждались актами министерств и содержали тысячи норм.

Если говорить в целом, то количество процедур и требований, которые носят обязательный характер, сократилось в 10-15 раз.

Единый перечень административных процедур, осуществляемых по заявлениям юрлиц и ИП, будет утвержден главой государства, что позволит обеспечить его стабильность. Включенные в него процедуры будут максимально систематизированы, стандартизированы, упорядочены и максимально сокращены.

Печать будет нужна субъекту хозяйствования только в случаях, предусмотренных международными договорами.

Созданы также условия для участия бизнеса в нормотворческом процессе. Все обязательные технические нормативные правовые акты будут проходить юридическую экспертизу, что позволит обеспечить отсутствие в них положений, которые могут быть урегулированы только на уровне НПА, не являющихся техническими. Кроме того, они будут в обязательном порядке публиковаться на Национальном правовом интернет-портале и размещаться на иных информационных ресурсах в интернете. В настоящее время такие процедуры в отношении технических НПА не предусмотрены. Госорганы сами определяют, какие нормы могут в них включаться. Доступ к отдельным актам ограничен в силу их отсутствия на интернет-ресурсах.

Декрет затрагивает практически все виды деятельности. По некоторым из них предусмотрен уведомительный порядок начала осуществления. По нашим расчетам, это коснется 95% субъектов хозяйствования.

Нужно подчеркнуть, что тот объем реформ, который был подготовлен, просто физически не мог поместиться в одном документе, поэтому разработан целый ряд других нормативных правовых актов, большинство из которых уже принято.

Помимо норм прямого действия, декрет содержит ряд поручений, которые будут реализованы в ближайшие три-шесть месяцев. Уже готовится план мероприятий правительства, который расширит понимание норм декрета. Он будет содержать четкие указания, как именно будут работать все механизмы ключевого документа по либерализации бизнеса. В его подготовке будут задействованы все заинтересованные государственные органы, а также бизнес-ассоциации.

Элла Селицкая, заместитель министра по налогам и сборам:

В налоговой части декрет содержит несколько основополагающих принципов и подходов. Во-первых, до 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов и пошлин. Этот принцип основан на положениях Программы социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы, где говорится о том, что налоговая нагрузка на экономику должна быть на уровне 26% ВВП и не должна увеличиваться в течение всей пятилетки, а налоговые и финансовые органы обязаны предпринимать все меры, чтобы налоговая нагрузка стимулировала экономический рост. Мораторий как раз и дает гарантии бизнесу в части налоговой политики, чтобы он мог спокойно развиваться и планировать свою деятельность, не боясь того, что налоговая нагрузка в среднесрочной перспективе будет увеличена.

Второй момент - это то, что с 1 января 2018 года субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю через интернет-магазины, смогут применять упрощенную систему налогообложения. Сейчас они применяют общий режим налогообложения. Учитывая, что у нас активно развивается цифровая экономика, все большее количество субъектов (в первую очередь малого бизнеса) вовлекается в интернет-торговлю, настало время разрешить им применять упрощенную систему налогообложения. Но здесь важно не забывать, что, согласно декрету, перейти на упрощенную систему смогут не все субъекты. Если мы говорим об организациях, то за 9 месяцев 2017 года численность работников там не должна превышать 100 человек, а выручка составлять не более Br1 152,8 тыс. Для индивидуальных предпринимателей критерий по выручке составляет Br126 тыс. Субъекты хозяйствования, вписывающиеся в эти параметры и подавшие заявление в налоговый орган по месту постановки на учет до 1 января 2018 года, смогут со следующего года применять упрощенную систему налогообложения.

Также декретом установлено, что взыскание с субъектов хозяйствования налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды не производится, если требование об их уплате не предъявлено в течение пяти лет со дня истечения срока уплаты. Исключение составляют случаи, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает пять лет или если плательщик сам подал свою уточненную налоговую декларацию за более длительный период времени. Но общее правило касается пятилетнего срока: если не взыскали налог в этот срок, значит, налоговый орган не имеет больше права предъявлять требования к плательщику.

Еще одно новшество вытекает из указа №376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности", где установлен пятилетний период проведения проверок. Есть и из этого исключения. Например, если возбуждено уголовное дело, проверка может проводиться за более длительный период времени.

С проведением налоговых проверок связана и еще одна новация. Если сейчас при проверках мы выявляем случаи, когда плательщик не уплатил свои налоги, но при этом у него в налоговом периоде есть переплаты по налогам (речь идет про налоги, которые считаются нарастающим итогом, - налог на прибыль, налог на добавленную стоимость), то такие переплаты не учитываются. Чтобы претензии налоговых органов были более справедливыми, нужно по результатам проверок выводить налог по итогам налогового периода, учитывая все переплаты, которые у плательщика имели место быть. Следовательно, если у него переплата на Br3, а недоплата - на Br7, то налоговый орган будет предъявлять претензии только на Br4. Это тоже уменьшит бремя плательщика.

Как уже отмечалось, декрет содержит еще ряд порученческих пунктов правительству, которое в шестимесячный срок должно будет внести предложения по стимулированию развития бизнеса. В первую очередь это предложения, которые будут направлены на создание новых рабочих мест, на дальнейшее развитие бизнеса в малых городах и сельской местности. Наряду с декретом уже принят и указ №345, в котором предусмотрено стимулирование и розничной торговли, и общественного питания, и бытовых услуг. В том числе он содержит ряд налоговых стимулов - по налогу на прибыль, подоходному налогу, имущественным налогам, единому налогу для индивидуальных предпринимателей, а также закрепляет полное освобождение от налога на добавленную стоимость. Кроме того, сейчас совместно с заинтересованными - министерствами экономического блока, облисполкомами, представителями бизнес-союзов, организаций - прорабатываются предложения по дополнительным налоговым стимулам на этапе создания новых предприятий, в первые два года их работы. Думаю, в ближайшее время эти предложения будут окончательно сформированы.

Также мы активно изучаем международный опыт по снижению налоговой нагрузки при реинвестировании прибыли - когда предприятие полученную прибыль вкладывает в сферу производства. Думаю, международный опыт нам подскажет, какие решения необходимо принять, чтобы мы смогли в большем объеме привлекать не только иностранные, но и отечественные инвестиции в развитие производства в нашей стране.

Еще один посыл, который прорабатывается, связан с наделением правом субъектов, которые имеют объекты налогообложения на территории нашей страны, но сами находятся за рубежом, уплачивать налоги в валюте. Сегодня такая возможность существует только по государственной пошлине. В отношении иных налогов, думаю, к следующему году мы такие предложения тоже подготовим.

Дмитрий Семенкевич, заместитель министра архитектуры и строительства:

Сразу хотелось бы отметить, что все нормы, в том числе в строительстве, которые внесены в декрет, в первую очередь ориентированы на добросовестных предпринимателей. Потому что излишнее регулирование, которое, может быть, в прошлые периоды и существовало, было принято по примерам недобросовестного ведения бизнеса, нарушения им законодательства.

Если касаться непосредственно изменений, то в первую очередь речь идет о процедурных вопросах. Обсуждая с бизнесом строительную сферу, мы, конечно, сосредотачивались на моментах, которые сдерживают осуществление строительной деятельности. Прежде всего это наличие излишних процедур регулятивного характера, которые растягивали сроки принятия решений (не самого строительства, а именно принятия решений) по разрешению на строительство, производство строительно-монтажных работ до шести и более месяцев, что недопустимо.

В декрете дано определение такому понятию, как техническая модернизация. Это замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций. Ранее для выполнения этих работ требовалось и решение исполкома, и прохождение экспертизы, и ряд других процедур. Все это не стимулировало инновации, быстрое внедрение новейшего технологического оборудования. Декретом установлено, что техническая модернизация может вестись только на основании проектной документации. При этом не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

То же самое касается и капитального ремонта. Мы видим и понимаем, что фонд, созданный тридцать-сорок-пятьдесят лет назад, требует серьезных капитальных изменений, в первую очередь в части ремонта несущих конструкций. Декретом разрешается проводить работы по капремонту без разрешительной документации, ведь это плановые работы, которые собственник обязан делать, чтобы сохранить недвижимость.

Кроме того, декретом установлено, что капитальный ремонт и техническую модернизацию могут проводить не только собственники, но и арендаторы (естественно, с согласия собственника, чтобы процесс был управляемым).

Что касается выдачи разрешений на строительно-монтажные работы, то мы вместе с предпринимателями решили, что это необходимая процедура, потому что контроль государства над безопасностью на строительной площадке, безопасностью конструкций, которые возводятся, необходим. Это в первую очередь защита интересов общества. Поэтому процедура остается, но мы уходим от получения разрешений к уведомительному принципу. Застройщик получает право уведомить органы госстройнадзора о начале строительного процесса, но при этом у него должен быть весь комплект разрешительной документации, проект. Таким образом, мы позволим застройщику быстрее принимать решение о начале строительства, самому регулировать эти процессы.

Еще одно новшество касается процесса приемки объектов в эксплуатацию. Мы обратили внимание, что те проблемы, с которыми сталкивается застройщик при вводе объекта в эксплуатацию, касаются вроде бы небольшого аспекта, который ранее был прописан в законодательстве, - это соответствие построенного объекта не только проектной документации, но и действующим НПА. Это привело к тому, что принятый буквально вчера документ мог применяться контролирующей организацией в части требований к объекту строительства. Понятно, что подготовка к строительству и само строительство ведется не один год, учесть все изменения оперативно невозможно. Поэтому мы установили единый принцип: при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса бизнес получает заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия объектов строительства только разрешительной документации, проектной документации. Ответственность ложится на проектировщика, экспертизу, которая рассматривала объект на предмет безопасности. Как запроектировано, так должно быть и построено.

Ранее к нам обращались предприниматели с проблемами, возникающими с принятием на баланс эксплуатирующими организациями построенных объектов инфраструктуры. Согласно указу №72 эксплуатирующая организация должна принять объект на баланс безвозмездно. На практике процесс растягивался на 6-9 месяцев. В декрете мы четко установили обязанность принять на баланс в течение трех месяцев.

Декретом предусмотрен и ряд порученческих мероприятий. Мы уже готовим несколько нормативных правовых актов, которые должны быть приняты на уровне правительства. Они в первую очередь будут касаться вопросов аттестации. Декретом установлено требование по уменьшению количества аттестуемых видов деятельности. Предложения нами подготовлены. Прежде всего они касаются заказчика, ряда проектных и строительных работ.

Также есть порученческий пункт, связанный с оптимизацией объектов и правил проведения государственной экспертизы проектной документации и государственных санитарно-гигиенической и экологической экспертиз проектной документации на строительство объектов вплоть до внедрения единой комплексной государственной строительной экспертизы проектной документации. Мы эту тему обсуждали неоднократно. Мое мнение, что логично принять единый подход: не должен заказчик бегать по трем-четырем экспертизам, а эксперты при этом перестраховываться, принимая решение. Здесь, думаю, достаточно компетенций Государственного комитета по стандартизации и нашей государственной строительной экспертизы, чтобы выдавать комплексное заключение, при необходимости привлекая экспертов по различным направлениям. Мы, таким образом, сократим саму процедуру, сделаем ее понятной и прозрачной, снизим стоимость.

Кроме того, до 1 января 2020 года поручено обеспечить разработку, проведение публичного обсуждения и внесение в Палату представителей проекта Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Предполагается, что в этом документе будут обобщены и актуализированы нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Также произойдет дальнейшее сокращение, упорядочение и консолидация требований технических нормативных правовых актов (включая противопожарные, санитарные и природоохранные требования) к строительству объектов. Будет повышена ответственность разработчиков проектной документации, лиц и организаций, осуществляющих технический надзор, и иных субъектов за выполнение своих функций в процессе осуществления строительной деятельности.

Виолетта Брезовская, начальник управления торговли, промышленного и агропромышленного комплекса Министерства антимонопольного регулирования и торговли:

Законодательством, которое работало до этого момента, был установлен принцип, в соответствии с которым только через определенную административную процедуру можно было открыть магазин, павильон, ресторан, кафе либо мастерскую. Необходимо было подать в исполком заявление, его должны были рассмотреть госорганы, и только через какое-то время предприниматель мог получить разрешение на открытие объекта. Также нужно было обязательно вносить сведения в торговый реестр. Декретом предусмотрен более простой и легкий путь.

В частности, субъекты хозяйственной деятельности не будут зависеть от наличия информации об их объектах в информационных ресурсах. Кроме того, устанавливается уведомительный порядок начала осуществления деятельности: субъекты хозяйствования смогут начать работать, подав уведомление в местный орган власти о том, что они хотят осуществлять экономическую деятельность.

Декретом предусмотрен адаптационный период - в течение трех месяцев мы должны разработать и утвердить в Совмине порядок, как эти уведомления будут работать. Но главное, что на второй день с момента подачи уведомления предприниматель будет вправе начать осуществлять деятельность. Особенность есть только при осуществлении лицензируемых видов деятельности - розничной и оптовой торговли алкоголем и табачными изделиями. Вместе с тем магазин может начать работать и без алкоголя и табака, а потом обратиться в исполком, получить лицензию и начать реализовывать алкогольные напитки и табачные изделия.

БЕЛТА

Яндекс.Метрика