белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей

Свое дело: Налогообложение

Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • Налоговый кодекс Республики Беларусь и законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса Республики Беларусь, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых Налоговым кодексом Республики Беларусь и иными актами налогового законодательства, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее – плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговый кодекс Республики Беларусь, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

  • юридические лица Республики Беларусь;
  • иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами;
  • простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
  • Под физическими лицами понимаются:

Под физическими лицами понимаются:

  • граждане Республики Беларусь;
  • граждане либо подданные иностранного государства;
  • лица без гражданства (подданства).

Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь.

Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов Республики Беларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь, по доходам от источников за пределами Республики Беларусь, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.

Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.

Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.

Общеустановленный порядок налогообложения предусматривает обязанность плательщиков уплачивать:

  • республиканские налоги;
  • сборы (пошлины);
  • местные налоги и сборы.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль;
  • налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;
  • сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • консульский сбор;
  • государственная пошлина;
  • патентные пошлины;
  • таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог на услуги;
  • налог за владение собаками;
  • сбор на развитие территорий;
  • курортный сбор;
  • сбор с заготовителей.

Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

  • налога при упрощенной системе налогообложения;
  • единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  • единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • налога на игорный бизнес;
  • налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  • налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  • сбора за осуществление ремесленной деятельности;
  • сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

При установлении особых режимов налогообложения плательщики и элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь.

Данные меры принимаются правительством Республики Беларусь для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, вывода доходов коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в легальный бизнес.

Популярность особого режима налогообложения для плательщиков налогов (сборов) объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения.

Порядок уплаты налогов организациями и предпринимателями регулируется Особенной частью Налогового кодекса Республики Беларусь , а также рядом нормативно-правовых актов.

Общие условия применения единого налога с индивидуальных предпринимателей

Плательщики освобождаются от:

  • подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единого налога с индивидуальных предпринимателей (далее в настоящей главе – единый налог);
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;
  • экологического налога;
  • налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, ведут учет выручки от реализации товаров (работ, услуг), по которым уплачивается единый налог.

Форма и порядок ведения учета устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог, исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым Кодексом.

Объектом налогообложения единым налогом признается:

  • оказание потребителям услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты организациями и индивидуальными предпринимателями;
  • розничная торговля товарами, включая продажу этих товаров через розничную торговую сеть организациям и индивидуальным предпринимателям в порядке, установленном законодательством:
    - в магазине;
    - на торговых местах на рынках, в торговых объектах;
    - с использованием торговых автоматов, при развозной и разносной торговле, а также в предусмотренных законодательством формах без наличия торгового объекта;
  • осуществление общественного питания через торговые объекты общественного питания, относящиеся к мелкорозничной торговой сети (мини-кафе, летние и сезонные кафе) (далее – торговые объекты общественного питания).

Налоговая база единого налога

Налоговая база единого налога определяется плательщиками – индивидуальными предпринимателями исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества магазинов, иных торговых объектов, торговых мест на рынке, торговых объектов общественного питания, обслуживающих объектов, выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также продолжительности отчетного периода.

Виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог

  • розничная торговля товарами, относимыми к следующим товарным группам:
    - хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция;
    - картофель, овощи, плоды, ягоды, арбузы, дыни, виноград;
    - иные продовольственные товары (за исключением пива, пивного коктейля, алкогольных напитков);
    - одежда из натуральной кожи (пальто, полупальто, куртки, блейзеры, жакеты, жилеты, пиджаки, плащи, костюмы), ковры и ковровые изделия, сложные бытовые электротовары (за исключением электрохолодильников бытовых и морозильников, машин стиральных бытовых), телерадиотовары (кроме телевизионных приемников цветного и черно-белого изображения, кассет всех видов, компакт-дисков, элементов питания, запасных частей и принадлежностей к этим товарам, устройств беспроводного управления);
    - автомототранспортные средства;
    - произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов;
    - печатные издания (за исключением газет и журналов);
    - строительные материалы, моющие, чистящие и полирующие средства, парфюмерные, косметические товары;
    - иные непродовольственные товары (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, специфических товаров, табачных изделий, нефтепродуктов через автозаправочные станции, ценных бумаг, газет и журналов, всех видов изделий из натурального меха, мебели, электрохолодильников бытовых и морозильников, машин стиральных бытовых, телевизионных приемников цветного и черно-белого изображения, компьютеров бытовых персональных, ноутбуков, их составных частей и узлов, мобильных телефонов, запасных частей к автомобилям);
  • осуществление общественного питания через торговые объекты общественного питания (за исключением торговли алкогольными напитками, пивом, пивным коктейлем и табачными изделиями);
  • техническое обслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, восстановление резиновых шин и покрышек, диагностирование транспортных средств;
  • производство мебели по заказам потребителей;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; ремонт и техническое обслуживание музыкальных инструментов;
  • производство по заказам потребителей одежды (в том числе головных уборов), готовой трикотажной одежды машинной и ручной вязки, обуви, ремонт и переделка трикотажных, меховых, швейных изделий и головных уборов;
  • деятельность в области фотографии;
  • производство кино- и видеофильмов по заказам потребителей;
  • услуги парикмахерских и салонов красоты;
  • деятельность автомобилей-такси и прочего пассажирского сухопутного транспорта в пределах Республики Беларусь, деятельность внутреннего водного транспорта;
  • деятельность автомобильного грузового транспорта в пределах Республики Беларусь;
  • деятельность автомобилей-такси, прочего пассажирского сухопутного транспорта за пределами Республики Беларусь;
  • чистка и уборка жилых помещений;
  • чистка и уборка транспортных средств;
  • общее строительство зданий, изоляционные работы, санитарно-технические работы, штукатурные работы, столярные и плотницкие работы, устройство покрытий пола и облицовка стен, малярные и стекольные работы, устройство покрытий капитальных строений (зданий, сооружений), прочие строительные работы, требующие специальных профессий, электромонтажные работы, прочие отделочные работы;
  • услуги по выращиванию сельскохозяйственной продукции, услуги по дроблению зерна; выпас скота;
  • производство изделий из бетона, гипса, цемента; резка, обработка и отделка декоративного и строительного камня, производство готовых металлических изделий по заказам потребителей;
  • репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
  • зрелищно-развлекательная деятельность (деятельность танцевальных залов, площадок и школ танцев);
  • врачебная и стоматологическая практика, прочая деятельность по охране здоровья человека;
  • ветеринарная деятельность;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность; деятельность в области спорта (за исключением деятельности по игре в бильярд);
  • аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • копирование записанных материалов (звуко- и видеозаписей, программных средств);
  • деятельность в области упаковки;
  • уход за взрослыми и детьми; услуги, выполняемые домашними работниками: стирка и глаженье постельного белья и других вещей; выгул домашних животных и уход за ними; закупка продуктов, приготовление пищи, мытье посуды; внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
  • деятельность, связанная с вычислительной техникой, обучение работе на персональном компьютере, деятельность, связанная с компьютерными и электронными играми;
  • деятельность, связанная с организацией отдыха и развлечений, – услуги парков с аттракционами и заведений по пользованию игровыми автоматами без денежного выигрыша; услуги по организации и проведению массовых гуляний, новогодних елок; деятельность цирков, кукольных театров, развлекательных тиров; предоставление (включая прокат) транспортных средств и иного оборудования для отдыха и развлечений; катание на катерах, лошадях; организация детских игровых комнат; деятельность, связанная с проведением игры в пейнтбол, лазертаг и страйкбол;
  • секретарские услуги и услуги по переводу;
  • окрашивание, гравирование металлов, нанесение печатных знаков (рисунков на металлы); написание картин, портретов по заказам потребителей;
  • стирка, химическая чистка и окрашивание текстильных и меховых изделий;
  • услуги в области животноводства, кроме выпаса скота и ветеринарных услуг;
  • музыкальное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность независимых актеров, конферансье, музыкантов; предоставление услуг тамадой; организация похорон и связанных с ними услуг; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
  • пропитка древесины, производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий; производство из пластмассы и поливинилхлорида (ПВХ) дверных полотен и коробок, окон и оконных коробок, жалюзи;
  • деятельность дизайнеров, художников-оформителей;
  • деятельность в области архитектуры, инженерные услуги;
  • производство по заказам потребителей готовых текстильных изделий, кроме одежды;
  • сдача внаем (поднаем) жилых помещений по заключенным в календарном году двум и более договорам, продолжительность каждого из которых не превышает пятнадцати дней;
  • перегон, перевозка, доставка из-за границы (за границу) автомототранспортных средств;
  • предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения роста, веса; услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных.

Налоговым периодом единого налога признается календарный год.

Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог по одному виду деятельности, осуществляемому через один торговый объект, или одно торговое место на рынке, или один торговый объект общественного питания, или один обслуживающий объект, отчетным периодом по выбору плательщика может быть признан календарный квартал, в котором осуществляется деятельность.

Льготы по единому налогу

Освобождаются от единого налога индивидуальные предприниматели, реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию.

Ставки единого налога снижаются для:

  • физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, – на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;
  • плательщиков, достигших возраста: мужчины – шестидесяти лет, женщины – пятидесяти пяти лет, независимо от вида получаемой пенсии – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании документа, удостоверяющего личность, в котором указан возраст;
  • плательщиков-инвалидов – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена;
  • плательщиков-родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи;
  • плательщиков, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, – на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида;
  • плательщиков – инвалидов I и II групп, воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, – на 100 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право. Указанная льгота предоставляется при условии, что супруг (супруга) плательщика также является инвалидом I или II группы. Льгота предоставляется на основании удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, содержащих данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования.

При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 процентов.

Документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по единому налогу за первый отчетный период налогового периода, в котором налоговая льгота была первоначально использована.

При осуществлении в отчетном периоде видов деятельности, предусмотренных пунктом 1 статьи 296 Налогового Кодекса (далее – Кодекс), льготы, указанные в части первой пункта 2 статьи 297, применяются по выбору плательщика в отношении:

  • одного торгового объекта, или одного торгового места на рынке, или одного торгового объекта общественного питания, или одного обслуживающего объекта – при осуществлении деятельности через торговые объекты, торговые места на рынке, торговые объекты общественного питания, обслуживающие объекты;
  • одного из предусмотренных пунктом 1 статьи 296 Кодекса видов деятельности – при осуществлении деятельности без использования торговых объектов, торговых мест на рынке, торговых объектов общественного питания, обслуживающих объектов.

Ставки единого налога и порядок их установления

  • Базовые ставки единого налога устанавливаются за месяц в размерах согласно приложению 25 Кодекса.
  • Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога за месяц в пределах базовых ставок этого налога в зависимости от:
    - видов деятельности;
    - населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);
    - места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);
    - режима работы плательщиков;
    - иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.
  • При розничной торговле товарами на торговых объектах к установленным ставкам единого налога в зависимости от фактического размера (общей площади) торгового объекта применяются следующие повышающие коэффициенты:
    - 1,2 – свыше 15 до 25 квадратных метров (включительно);
    - 1,5 – свыше 25 до 50 квадратных метров (включительно);
    - 2 – свыше 50 до 75 квадратных метров (включительно);
    - 2,5 – свыше 75 квадратных метров.
  • При розничной торговле товарами, на торговых местах на рынках, размер которых превышает размер одного торгового места, определенного на рынке, к установленной ставке единого налога применяется коэффициент 0,5 за каждое дополнительное смежное торговое место, определенное (предоставленное) собственником рынка. При этом одним торговым местом признается территория, которая отмечена на плане экспликации рынка, утвержденном в установленном порядке по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения рынка.
  • При розничной торговле товарами, в случае отсутствия на реализуемые товары, а для товаров собственного производства – на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, использованные для их производства, документов, подтверждающих приобретение (поступление) товаров, к установленной с учетом положений пункта 3 статьи 299 Кодекса ставке единого налога применяется повышающий коэффициент 2 независимо от удельного веса этих товаров в торговом ассортименте.

Порядок исчисления и уплаты (доплаты) единого налога. Сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты единого налога.

Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность.

При розничной торговле в отчетном периоде товарами, уплата единого налога производится по тому виду товаров, по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.

При розничной торговле товарами на нескольких торговых объектах, на нескольких торговых местах на рынках, а также при осуществлении общественного питания на нескольких торговых объектах общественного питания единый налог уплачивается по каждому торговому объекту (торговому объекту общественного питания), торговому месту на рынке.

При розничной торговле в отчетном периоде товарами индивидуальным предпринимателем, не привлекающим физических лиц к реализации товаров, на торговых местах на рынках, в развозной, разносной торговой сети в нескольких населенных пунктах или в пределах одного населенного пункта уплата единого налога производится по наиболее высокой ставке единого налога без учета положений части первой настоящего пункта.

При розничной торговле товарами на одном или нескольких торговых объектах, торговых местах на рынках, а также с использованием сети Интернет через Интернет-магазины уплата единого налога производится по торговым объектам, торговым местам на рынках, а также за осуществление розничной торговли с использованием сети Интернет через Интернет-магазины. За осуществление розничной торговли товарами через Интернет-магазины единый налог уплачивается в размере одной ставки этого налога независимо от количества созданных и зарегистрированных Интернет-магазинов.

При розничной торговле товарами на торговых местах на рынках, выставках-продажах, ярмарках, в развозной и разносной торговой сети, кроме розничной торговли с использованием торговых автоматов, менее пятнадцати дней в отчетном периоде единый налог исчисляется в зависимости от продолжительности периода реализации товаров на торговых местах на рынках, выставках-продажах, ярмарках, в развозной и разносной торговле с применением следующих коэффициентов:

  • 0,3 – до четырех дней;
  • 0,5 – от пяти до десяти дней;
  • 0,8 – от одиннадцати до четырнадцати дней.

При реализации в отчетном периоде нескольких видов работ (услуг) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.

При реализации в отчетном периоде работ (услуг) в нескольких обслуживающих объектах единый налог уплачивается по каждому обслуживающему объекту.

При реализации индивидуальным предпринимателем, не привлекающим физических лиц, в отчетном периоде работ (услуг) в нескольких обслуживающих объектах в нескольких населенных пунктах или в нескольких обслуживающих объектах в пределах одного населенного пункта уплата единого налога производится по наиболее высокой ставке единого налога без учета положений части второй настоящего пункта.

При превышении выручки от реализации товаров (работ, услуг) над тридцатикратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере пяти процентов от суммы такого превышения.

В выручку от реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) включается стоимость переданных (отгруженных) в течение отчетного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг) потребителям.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода.

Индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые налоговая декларация (расчет) представляется не позднее рабочего дня, предшествующего дню начала деятельности.

Форма налоговой декларации (расчета) утверждается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Единый налог уплачивается:

  • индивидуальными предпринимателями, у которых отчетным периодом признается календарный месяц, – ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца;
  • индивидуальными предпринимателями, у которых отчетным периодом признается календарный квартал, – ежемесячно не позднее 1-го числа каждого месяца отчетного периода в размере 1/3 суммы единого налога, исчисленной за календарный квартал;
  • индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые – не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;

Особенности уплаты единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции.

Плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции признаются:

  • организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;
  • организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, – в части деятельности таких филиалов и иных обособленных подразделений.

Уплата единого налога:

  • заменяет уплату налогов, сборов (пошлин), арендной платы за землю;
  • не освобождает от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в бюджет республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Для плательщиков сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

  • акцизов;
  • налога на добавленную стоимость;
  • налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;
  • государственной пошлины;
  • патентных пошлин;
  • консульского сбора;
  • оффшорного сбора;
  • гербового сбора;
  • сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • налога на прибыль в отношении дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 налогового Кодекса; доходов, указанных в подпунктах 3.2 и 3.4 пункта 3 статьи 128 налогового Кодекса; прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг; разницы, учитываемой при определении валовой прибыли в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 136 налогового Кодекса; прибыли от отчуждения участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации;
  • обязательных страховых взносов и иных платежей в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля не соответствует указанному размеру;
  • налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами.

При установлении иных налогов, сборов (пошлин) обязанность по их уплате возлагается на плательщиков путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в часть первую настоящего пункта.

Уплата единого налога плательщиками по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений по производству сельскохозяйственной продукции не заменяет уплаты налогов, сборов (пошлин), установленных налоговым Кодексом, по деятельности, не связанной с деятельностью таких филиалов или иных обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений.

Объект налогообложения и налоговая база единого налога

Объектом налогообложения единым налогом признается валовая выручка.

Налоговая база единого налога определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Ставка, налоговый период, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты единого налога:

  • Ставка единого налога устанавливается в размере 1 процента, если не установлено иное.
  • Налоговым периодом единого налога признается календарный год.

Отчетным периодом единого налога признается:

  • календарный месяц – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежемесячно;
  • календарный квартал – для организаций, уплачивающих налог на добавленную стоимость ежеквартально.

Сумма единого налога исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки единого налога.

Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по единому налогу не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата единого налога производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При несоответствии за календарный год процентной доли, определенной частью первой пункта 1 статьи 302 налогового Кодекса, размеру, указанному в этой части, исчисление единого налога производится по ставке 3 процента исходя из налоговой базы единого налога за календарный год, за который допущено указанное несоответствие.

Единый налог подлежит:

  • отражению в налоговой декларации (расчете) по единому налогу, представляемой в налоговые органы не позднее 20 января года, следующего за календарным годом, за который допущено указанное несоответствие;
  • уплате не позднее 22 января года, следующего за календарным годом, за который допущено указанное несоответствие.

Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее в настоящей главе - плательщики) признаются индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки нарастающим итогом за девять месяцев составляет не более 9 000 000 000 белорусских рублей.

Уплата налога при упрощенной системе

заменяет уплату:

  • налогов, сборов (пошлин), если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи;
  • арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон, если иное не установлено иными законодательными актами;

не освобождает от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в бюджет республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты:

  • налогов, сборов (пошлин), взимаемых при ввозе (вывозе) товаров на территорию Республики Беларусь;
  • государственной пошлины;
  • патентных пошлин;
  • консульского сбора;
  • оффшорного сбора;
  • гербового сбора;
  • сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
  • налога на прибыль в отношении:
    - дивидендов и приравненных к ним доходов, признаваемых таковыми в соответствии с пунктом 1 статьи 35 налогового Кодекса;
    - прибыли, полученной от реализации (погашения) ценных бумаг;
    - доходов, указанных в подпунктах 3.2 и 3.4 пункта 3 статьи 128 налогового Кодекса;
    - разницы, учитываемой при определении валовой прибыли в соответствии с частью первой пункта 2 статьи 136 налогового Кодекса;
    - прибыли от отчуждения участником доли (части доли) в уставном фонде (пая (части пая)) организации;
  • обязательных страховых взносов и иных платежей в государственный внебюджетный фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
  • налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8 200 000 000 белорусских рублей;
  • налога на недвижимость, если иное не установлено настоящим подпунктом;
  • земельного налога;
  • налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав доверительным управляющим при осуществлении им деятельности по договору доверительного управления имуществом в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя);
  • налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами.

Применяющие упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели:

  • с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 50 человек, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 8 200 000 000 белорусских рублей, вправе уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом налог на добавленную стоимость уплачивается до окончания налогового периода в отношении всех объектов обложения этим налогом;
  • уплачивающие налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав вправе перейти на применение упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость с начала нового налогового периода, если в предшествующем ему налоговом периоде численность работников организации в среднем за период с начала года по последний отчетный период включительно не превысила 50 человек и валовая выручка организации и индивидуального предпринимателя нарастающим итогом с начала года составила не более 8 200 000 000 белорусских рублей;
  • исполняют обязанности налоговых агентов, в том числе удерживают при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым Кодексом;
  • по товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, исполняют обязанность по исчислению и перечислению в бюджет налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Кодексом.

Не вправе применять упрощенную систему:

1) Не вправе применять упрощенную систему:

  • производящие подакцизные товары;
  • реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);
  • реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
  • осуществляющие:
    - лотерейную деятельность;
    - профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
    - деятельность в рамках простого товарищества и (или) холдинга;
    - деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал», Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка;
    - деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;

2) организации, осуществляющие:

  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
  • банковскую деятельность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • посредническую деятельность по страхованию;

3) организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) индивидуальные предприниматели в части деятельности, по которой уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Объект налогообложения и налоговая база налога при упрощенной системе.

  • Объектом налогообложения налога при упрощенной системе признается валовая выручка.
  • Налоговая база налога при упрощенной системе определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях настоящей главы признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Ставки налога при упрощенной системе

Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:

  • - пять (5) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость;
  • - три (3) процента – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость.

Для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4 100 000 000 белорусских рублей, ставка налога при упрощенной системе устанавливается в размере три (3) процента в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров.

Налоговый и отчетный периоды, порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога при упрощенной системе.

Налоговым периодом налога при упрощенной системе признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу при упрощенной системе признается:

  • календарный месяц – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость ежемесячно;
  • календарный квартал – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость либо с уплатой налога на добавленную стоимость ежеквартально.

Сумма налога при упрощенной системе исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

собственного производства и (или) их реализации.